Обучение на дому

Несмотря на разнообразие форм и концепций современного образования, выбрать ребенку подходящую школу зачастую нелегко. А ведь детей можно учить и дома — закон позволяет.

Официально такая форма называется семейным образованием, и разрешена она уже целых десять лет (хотя мало кто об этом знает).

Статья 10 Закона об образовании Российской Федерации. Формы получения образования:

«С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования».

Перед тем как начинать повествование, давайте определимся с терминами. Семейное образование нередко называют домашним, а его, в свою очередь, путают с надомным. Напрасно: на языке Министерства образования словосочетание «надомное образование» означает обучение детей, которые в силу тех или иных причин не могут посещать школу, поэтому к ним приходят учителя. Между прочим, совершенно бесплатно. Если же вы возьметесь обучать ребенка своими силами, вам государство еще и деньги должно выделить. Как водится, небольшие, по региональным нормативам, но и они лишними не бывают: ведь на семейную форму обучения обычно переходят люди небогатые. А те, у кого есть деньги, отправляют ребенка в частную школу.

Теория

Когда читаешь нормативные документы по семейному образованию, все выглядит легко и просто: подал заявление директору школы, где учится ребенок, и учи его, родимого, на дому. Только не забывай приводить в школу на аттестации, тогда в конце концов недоросль получит аттестат зрелости как приписанный к данному учебному заведению.

Отчитываться за пройденное можно по четвертям, полугодиям или только раз в году. Но не реже: сдавать курс какой-либо дисциплины, скажем, за прошедшие два года нормативные акты запрещают.

Отдельно стоит сказать о форме аттестации. Например, в начальной школе освоение детьми программы оценивается с помощью контрольных работ. Значит, таким же образом нужно проверять знания-умения-навыки ученика, которого учат родители. В старших классах форму аттестации (зачет, экзамен, тест) и ее частоту (по четвертям, полугодиям или только в конце года) устанавливает школа.

Форму и срок проведения промежуточной аттестации (за девятый класс) и итоговой ( за одиннадцатый) устанавливает министерство.

Теоретически, ребенок, который грызет гранит науки дома, может пользоваться школьной библиотекой и учебными лабораториями, а также получать одну двухчасовую консультацию перед каждым экзаменом. Как показывает опыт, при правильной постановке дела все эти «бумажные» права становятся реальностью.

…и практика

Легко и просто все только на бумаге. А когда вы принесете директору заявление о переводе ребенка на семейную форму образования, скорее всего, он немало удивится. Какое, дескать, такое семейное образование? Знать ничего не знаю.

Не верьте, прекрасно знает. Но зачем ему лишние заботы? К тому же, с точки зрения школьной администрации, уход от общепринятых форм обучения наносит удар престижу школы. Поэтому, чтобы добиться положенного по закону, придется досконально узнать обо всех тонкостях семейного образования.

Перед тем как класть заявление на стол директора, загляните в школьный устав: вдруг такая форма там не предусмотрена? Тогда придется подыскать другую школу. Впрочем, подобный случай, скорее, из области фантастики. Если же с уставом проблем не возникло, приступайте к подробнейшему изучению нормативных документов. Найдите типовой договор, все подзаконные акты (их немного), пояснения министерства. Спрашиваете, где? Естественно, в центрах семейного образования, у тех смельчаков-первопроходцев, кто этот путь уже одолел.

Советы бывалого

Руководитель центра семейного образования «Диалог» Татьяна Сорокина: «Чтобы добиться положенного по закону и избежать конфликтов со школьной администрацией, надо запастись всеми необходимыми документами: „Законом об образовании“, подзаконными актами, типовым текстом договора. Кроме этого, желательно узнать телефон соответствующего отдела в управлении образования. Если во время разговора вы будете демонстрировать спокойную осведомленность по все возникающим вопросам, никто не сможет вам отказать„.

А кто сказал, что будет легко?

Конечно, есть и другая сторона медали: директор может, что называется, закручивать гайки. Потребует, чтобы приходили контролировать знания чуть ли не каждую неделю, и пообещает, что требования будут самыми жесткими.

Можно, конечно, отступиться и найти другую школу, с более доброжелательным руководителем. Но где гарантии, что в другом месте получится лучше? Поэтому все-таки стоит проявить настойчивость там, где первые шаги уже пройдены. Теперь на повестке дня — аттестация.

Одно дело, когда педагоги оценивают знания детей, в головы которых, можно сказать, собственноручно пытались вложить знания, и совсем другое — детей, которых учили дома родители. Ну, в самом деле: за плечами учителя пять лет педагогического института, да двадцать работы в школе — а тут мамашка безо всякого знания методик. Что, она может научить и химии, и физике, и геометрии? Вот и получается: рассчитывать на доброжелательное отношение не приходится. Чтобы исключить возможные неприятности, родителям надо прийти на экзамен вместе с ребенком — положение о семейном образовании допускает присутствие на аттестации лиц, обучавших ребенка. Упускать эту возможность ни в коем случае нельзя! А если обратиться к богатому опыту уже известной нам Татьяны Сорокиной, то перед каждым зачетом и экзаменом она подходила к учителю и уточняла, в какой форме будет проходить аттестация (устный опрос, тест, контрольная). Если ожидался тест, обязательно спрашивала, как с ним справились дети, которые ходят в школу. А если Татьяне казалось, что учитель настроен не совсем доброжелательно, она вместе с ребенком демонстрировала ему плоды труда за истекший период: тетради, конспекты, заполненные контурные карты и так далее. Учителя к чужому труду относятся уважительно, поэтому настороженность обычно уступала место благожелательности.

А вы хорошо подумали?

Как ни крути, а обучение детей дома — тяжелый труд, и добровольно взвалить на себя такую ношу рискнет не каждый. Чаще всего на это осмеливаются, когда и других вариантов уже не остается.

“Если вы ищите тихую гавань, где ни о чем не надо думать, не забирайте ребенка из школы, — считает руководитель семейно-педагогического центра „Очаг“ Игорь Чапковский. — Если же вы готовы погрузиться в проблемы своего ребенка и чувствуете в себе силы, чтобы их решать, милости просим на семейное образование!»

Вторит ему руководитель центра семейного образования «Диалог» Татьяна Сорокина: «Семейное образование не ниша, где можно спрятаться, а путь, когда другого нет».

Действительно, когда взрослый не видит, что происходит в школе, зачастую ему неведомы сложности, которые возникают у ребенка. Если же учить дитя дома, все проблемы придут в семью. Да и сама жизнь всех домочадцев коренным образом переменится. Но, может быть, игра стоит свеч? Судите сами. Во что дает семейное образование.

Щадящий режим, атмосфера благожелательности
Индивидуальный темп освоения школьной программы
Получение навыков самостоятельной работы
Освобождение времени на внешкольные увлечения
Исключение самой ситуации сравнения с другими детьми: у каждого своя учебная траектория.

А у нас получится?

Плюсы плюсами, но полностью игнорировать точку зрения учителей, сомневающихся в способности родителей научить детей всем школьным премудростям, тоже нельзя.

Однако есть немало семей, где для освоения школьной программы к посторонней помощи не прибегали, а дети, получив аттестат о среднем образовании, стали студентами самых престижных московских вузов (например, МГУ, Физтеха). Более того, опыт первопроходцев семейного образования Игоря и Валентины Чапковских показал, что дети могут сами извлекать знания из учебников, если их правильно направлять. Тем, кто не чувствует в себе сил охватить всю школьную программу и не очень уверен в общении со школьной администрацией, лучше всего обратиться в какой-нибудь центр семейного образования. Обычно такие организации берут на себя все контакты со школой, где проводится аттестация детей, и консультируют по всем школьным предметам. Кстати, о росте популярности семейного образования свидетельствует тот факт, что не так давно на свет появился первый центр альтернативных форм образования в структуре государственного учебного заведения. Это московская гимназия № 1503.

Расписание консультаций там достаточно гибкое. Вместе с детьми на занятиях могут присутствовать родители. Частота встреч с учителями определяется в индивидуальном порядке. Кроме семейного образования, здесь реализовано дистанционное (задания высылают по электронной почте) и организован прием экзаменов у ребят, которые обучаются экстерном.
 

Гость
Аватар пользователя Гость
2009году,моя дочь

2009году,моя дочь покрасилась,и получила химический ожог 3степени.Сейчас мы оформляемся на инвалидность у дочки нету волос,уже три года,в этом году феврале сделали операцию на голову вставили эспандер.В казани написали что обучаться она будет на дому,но у нас в больнице и в школе неразрешают,нет такой перечени болезни как у дочки. Что нам делать,руководитель говорит пусть ходит в шолу. Подскажите пожалуйста??

Гость
Аватар пользователя Гость
Приглашаем в группу семейного обучения, Москва

школа-будущего.рф Москва, ЮАО По системе Монтессори

Добавить комментарий

Guest

  • HTML tags will be transformed to conform to HTML standards.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.